11.03.2011
АвтоЛикбез. Спасает ли гарнитура за рулем?Просмотров: 5994
Это может дико прозвучать, но даже гарнитура «hands free» не повышает нашей безопасности. Мы не будем вам рассказывать, что такое хорошо, а что такое плохо. Мы просто провели свой собственный эксперимент. Выпуск «Мотор-ТВ» от 9 мая 2010 года, сюжет третий. Четверо достаточно опытных водителей, двое из которых – автолюбители со стажем 14 и 18 лет, а двое – спортсмены: кандидат и мастер спорта, попробовали выполнить несколько упражнений на закрытом полигоне: без телефона и с телефоном, с гарнитурой и без нее, отвечая на простые, сложные и очень сложные вопросы… Что из этого получилось – на ваших мониторах.
Цитата: «Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере от 425 до 510 гривен», - гласит Административный кодекс. Насколько строги эти меры или нет, каждый из нас имеет свое собственное мнение, но мы считаем, что любой водитель должен понимать, что разговор по телефону во время движения – это не только угроза расстаться с энной суммой денег, а в первую очередь – угроза безопасности.
Опасность при разговоре по мобильнику за рулем кроется в нашей психологии. По данным ученых, значительная часть ресурсов нервной системы отвлекается от контроля за дорожной ситуацией и управления автомобилем, как только человек снимает трубку. Независимо от наличия или отсутствия гарнитуры.
Когда человек управляет автомобилем и говорит с собеседником, которого не видит перед собой, то его мозг начинает выполнять даже не две, а три задачи одновременно: нужно управлять автомобилем, вести разговор, и мысленно представлять себе образ собеседника и его реакцию на твои реплики и ответы. При этом, и разговор, и мысленная картинка в голове становятся главными задачами, а управление автомобилем – уже второстепенной. В результате мозг начинает реагировать на второстепенную задачу медленнее, что приводит к снижению реакции.
Но – к нашему эксперименту.
Первым заданием было прохождение дистанции без телефона, которая включала в себя такие упражнения: габаритный коридор, боковая парковка, парковка в бокс и змейка. Участникам давались две попытки. Одна на скорость без мобильной связи и вторая с использованием hands free, где водителю необходимо было отвечать на разные каверзные вопросы. В итоге, водитель вынужден был сосредотачиваться на ответах. Каждый заезд фиксировался секундомером.
В результате среднее время прохождение дистанции у испытуемых ухудшилось приблизительно на 4 секунды, у любителей на 9 секунд. Вывод: гарнитура hands free вовсе не снижает риска попадания в аварию. Это стало неожиданностью даже для самих участников теста. Переключение внимания водителя с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону происходит даже в том случае, когда обе руки держатся за рулевое колесо. Время реакции все равно удлиняется. Так что имейте в виду, практически все водители переключают свое внимание с управления автомобилем на разговор. Это – объективные психофизиологические особенности любого (каждого!!!) человека. Контроль ослабляется при снижении функции внешнего внимания.
Во втором задании нашего теста участники должны были проехать элементарную и, при этом, короткую змейку всего из нескольких фишек и ответить только на один простой вопрос.
Особенность работы мозга заключается в том, что человек может в одну единицу времени анализировать только один процесс – только если вы не Юлий Цезарь, который, как известно, умел делать несколько дел одновременно. Например, если ты управляешь автомобилем и начинаешь разговор по телефону, то в этот момент ты полностью теряешь способность адекватно отслеживать обстановку на дороге, потому что основное внимание переключается на осознание информации, получаемой от собеседника. Поэтому лучше использовать так называемое распределенное внимание. А это значит: звонок, остановка, разговор, конец разговора, начало движения. Ведь не бывает важнее темы, чем твоя собственная жизнь. На "короткой" змейке ни один из наших испытуемых не ответил на контрольный вопрос.
Третьим заданием нашего теста был экстренный объезд препятствия. Без телефона все участники справились с заданием успешно, а во время разговора у всех (!) пилотов возникли проблемы. Для того, чтобы ответить на вопрос во время разговора по телефону, водителю требуется внимание и сосредоточенность. И он волевым решением переключает внимание на разговор, а информация об изменениях на дороге банально выпадает из его восприятия. Учеными доказано, что обычно водитель реагирует на изменение ситуации на дороге приблизительно за одну секунду. За это время он успевает увидеть опасность, осмыслить ее, принять решение о своих дальнейших действиях и начать маневр. А водитель, разговаривающий по телефону, те же действия осуществляет уже за полторы секунды. Казалось бы, мизерная разница не имеет особого значения, но даже на безобидной скорости в 60 км/ч автомобиль за эти полсекунды успевает проехать восемь с лишним метров. Быть может, именно этих восьми метров вам и не хватит, чтобы избежать ДТП.
И, наконец, последнее задание в нашем тесте: иллюстрация обычной городской ситуации: контрольный автомобиль движется вслед за автомобилем, который объезжает ямы, притормаживает или вовсе останавливается, а водитель задней машины, при этом, разговаривает по телефону.
Не нами доказано, что в среднем внимание водителя снижается примерно через 50 секунд после начала разговора. По его окончании концентрация внимания на управлении автомобилем также восстанавливается не сразу, а только лишь через 1-2 секунды. Но и этого бывает достаточно для того, чтобы в плотном городском потоке въехать в задний бампер резко остановившейся впереди машины или не заметить пешехода. А в нашем, учебном, случае именно такой печальный факт и произошел. Но , повторяем, это произошло в условиях полигона, а пострадавшими машинами оказались учебные.
Подведем итоги, телефонный разговор при управлении автомобилем представляет вполне реальную угрозу безопасности, при этом весьма важен еще и характер получаемой вами информации. Например, если собеседник задает вопросы, то водитель полностью теряет внимание. А при получении грустного или радостного сообщения он, зачастую, автоматически повышает скорость, не соблюдает дистанцию, подрезает других участников движения.
А самыми опасными действиями считаются набор и чтение СМС, а также «считывание» номера вызывающего вас абонента.
Автор текста: Татьяна Кравцова
» все новости |