05.05.2010
Пять мифов о газобаллонном оборудованииПросмотров: 7052
Статья «Пять причин не переводить авто на газ», по первому впечатлению, показалось мне бредом сивой кобылы. Так оно, впрочем, и оказалось. Писал ее человек, который не совсем владеет вопросом, а сказать точнее - совсем им не владеет. Писал ее журналист, который просто хотел привлечь внимание к себе и своему материалу. Но имени автора публикации я не нашел, а материал расположен, как вы видите, на известном автомобильном ресурсе, и привлечь к себе внимание ему – удалось.
Будучи профессиональным журналистом и автомобильным инженером хочу и могу развенчать все пять аргументов неизвестного мне автора. Но прежде чем вы начнете читать мой материал, имеет смысл ознакомиться с первоисточником.
...ознакомились? Теперь - поехали.
Цитата первая:
«Как правило, новый автомобиль снимается с гарантии, если на него ставят газ. Только на некоторые китайские и российские марки автомобилей можно установить газ на фирменной СТО. Остальные продавцы новых машин таких услуг не предоставляют, мотивируя это тем, что автомобиль разрабатывался для эксплуатации на жидком топливе и автопроизводитель не может гарантировать нормальную работу автомобиля на газу».
Отвечаю.
Ну, во-первых, фирменные автосалоны и СТО снимают с гарантии новый автомобиль по любому, даже порой по самому пустяковому, поводу. Но так поступают только те «фирмачи», которым это выгодно. А есть и такие, которым как раз наоборот – выгодно выполнять гарантийные ремонты. Как признался мне один из дилеров: «Я таким образом формирую свои закупочные активы за границей, не обращаясь к банкам по вопросу приобретения валюты».
Во-вторых, не только на китайские или российские марки автомобилей можно установить оборудование на фирменной СТО, а – на ЛЮБОЙ! Только плати деньги. Но только не плати конкурентам, иначе (в том числе) и с гарантии снимем.
В-третьих, по поводу конвейеров мировых производителей – ставят! И делают это с большим удовольствием и по обоюдному согласию! Программа «Мотор-ТВ» однажды проводила тест иранского Саманда, в котором и штатная ГБО стояла, и меню бортового компьютера было русифицировано, и даже голосовые подсказки этот самый компьютер выдавал милым женским голосом – на русском языке. Если в каком-либо поисковике набрать подряд два слова «ГБО» и «конвейер», то он выдаст вам десятки, если не сотни страниц и ссылок, а в числе первых будет название одной итальянской компании «BRC Gas Equipment», которая поставляет это самое ГБО на 6 (!) – на шесть конвейеров. И это только в Европе.
И, наконец, последнее, цитата из «Автоцентра»: «Чистокровные» иномарки в газобаллонном заводском исполнении в Украину не завозят. Причин две – многие автопроизводители не выпускают таких машин, а те, что выпускают, например, Volvo, в нашу страну их не поставляют из-за слабо развитой сети газовых заправочных станций, отсутствия спроса на такие машины (до момента подорожания бензина) и ряда других особенностей украинского рынка».
А в принципе – плати деньги, и тебе привезут ту же Вольво с фирменным же ГБО, установленном на конвейере!
Цитата вторая.
«Второй минус – опасность возгорания или взрыва. При грамотной установке и своевременном техническом обслуживании риск минимален. Но теоретически автомобиль, оборудованный двумя топливными системами, представляет большую угрозу, чем аналогичный, работающий только на бензине. Учитывая тот факт, что в Киеве часто поджигают автомобили, наличие газовой установки сильно повышает риск взрыва».
Отвечаю.
На самом деле вопросам пожаро- и взрывобезопасности в этой сфере уделяется внимания никак не меньше, чем в сфере эксплуатации традиционных видов топлива, бензина и дизеля. Более того, установщики и эксплуатационники ГБО уверяют, что этого самого внимания тут уделяется гораздо больше, и газобаллонное оборудование даже более пожаро- и взрывобезопасно, чем бензиновое.
Но так говорят установщики.
А вот что скажу вам я.
В моей биографии есть шесть лет службы в пожарной охране в качестве водителя боевого пожарного автомобиля. Я до сих пор с уважением отношусь к людям этой профессии, а со многими и до сих пор дружу и общаюсь. Когда я готовил этот материал, то и сам напряг память, и сделал несколько звонков бывшим сослуживцам, некоторые из которых теперь руководят целыми гарнизонами. И я, и мои собеседники сошлись на том, что мы можем вспомнить великое множество примеров тушения автомобилей, в которых иногда и бензобаки взрывались, но никто из нас не вспомнил НИ ОДНОГО примера взорвавшего во время пожара или ДТП газового баллона.
Цитата третья.
«Третий минус связан с разрешающими структурами. Машина, оборудованная газовой установкой, должна иметь соответствующую пометку в техпаспорте. Тем, кто собирается купить автомобиль и перевести его на газ, стоит установить ГБО до постановки автомобиля на учет в ГАИ. В противном случае придется менять техпаспорт».
Отвечаю.
Тут я полностью согласен и ничего опровергать не буду, переустановку в учетных структурах ГАИ нужно пройти обязательно. Добавлю лишь, что современное газобаллонное оборудование довольно компактно, а иные мастера-установщики работают просто ювелирно, и оказывают вот такую «услугу». Газовый баллон устанавливается вместо запасного колеса (запаска, понятно, долой), а подводящие топливо- и электропроводы маскируются таким способом, что при поверхностном взгляде под капот не сразу и догадаешься, что автомобиль оборудован ГБО. И даже заправочный штуцер устанавливается в лючке бензобака или другом укромном месте.
Услуга, конечно, медвежья, и ни автор этого материала, ни любой другой автомобильный журналист рекомендовать ее никак не может.
Но вернемся к вопросу мифов. Постановка и снятие с учета автомобиля – это такое большое горе?
Цитата четвертая.
«Четвертый минус связан с дискомфортом, который приходится терпеть водителю автомобиля с газовой установкой. Во-первых, в таком автомобиле запрещено курить, во-вторых, машина теряет свои динамические характеристики, в-третьих, нарушается развесовка – тяжелый баллон в багажнике не только съедает место, но и негативно влияет на управляемость».
Отвечаю.
Этот «пассаж» говорит о том, что автор материала не только ни разу в жизни не стоял рядом с автомобилем, оборудованным газобаллонной установкой, но и даже внутри не сидел, и уж тем более никогда не эксплуатировал такой автомобиль.
Словом – бред.
Да, инструкция по безопасности эксплуатации ГБО существует, ее вручают хозяину переоборудованного автомобиля, но «самая строгая» рекомендация в этом документе гласит: «Если вы услышали запах газа, перекройте вентиль подачи топлива и обратитесь в ближайший сервис для устранения неполадки».
И – все!
Мой курительный стаж составляет почти 40 лет. Точнее, составлял, потому что я уже почти год не курю, чего и всем, читающим эти строки, желаю. В нашей редакции эксплуатируются 3 (три) автомобиля, оборудованные ГБО (два на пропан-бутане и один на метане), и все сотрудники-водители – курят, чего я им с некоторых пор не желаю, и я им это говорил.
Словом – также бред.
Динамические характеристики автомобиль не теряет, а порой даже и наоборот, поскольку теплотворность газа и его октановое число намного выше бензина – это вам подтвердит любой мало-мальски образованный химик; все зависит от настроек «мозгов» автомобиля. В моем случае – Renault Megane II, 2005-го года выпуска и с пробегом чуть больше 100 тысяч километров – этой самой динамики даже прибавилось.
По поводу нарушения развесовки, так это и вовсе полнейший бред, поскольку (если мы говорим о легковом автомобиле) самый большой баллон – 50 литров, установленный в багажнике, при плотности сжиженного газа около единицы составит 50 килограммов. Взрослый пассажир (70-80 килограммов) на любом пассажирском сидении легковушки нарушает ее развесовку гораздо больше. Мы, правда, не говорим о баллонах объемом 150 литров и выше, которые устанавливают, например, на Хаммеры и всяческие прочие Дискавери и Паджеры, потому что этим самым хаммерам-паджерам такой вес и вовсе погоды не делает.
Баллон «съедает место» – это единственное, в чем можно было бы согласиться с автором, в случае если у этого автора ну очень маленькая легковушечка, а баллончик хочется поставить ну очень большой, литров эдак на 70!
Цитата пятая и последняя.
«Пятый минус – возможные технические повреждения автомобиля. В инструкциях по эксплуатации ГБО сказано, что заводить автомобиль нужно на бензине и только после прогрева переключаться на газ (хорошие системы делают это автоматически). Если эксплуатировать автомобиль только на газу, бензиновая топливная система может прийти в негодность. Неправильно настроенная газовая система может привести к серьезным повреждениям двигателя вплоть до разрыва впускного коллектора.
Отвечаю.
Неправильно настроенная ЛЮБАЯ система «может привести к серьезным повреждениям двигателя».
Кроме того, сегодня не «хорошие системы» переводят работу двигателя с бензина при запуске и прогреве на газ автоматически, а ВСЕ современные системы переводят работу двигателя с бензина при запуске и прогреве на газ автоматически. Это говорит о том, что автор статьи даже не общался с людьми, которые устанавливают или эксплуатирую на своих автомобилях газобаллонное оборудование.
Из личного опыта.
Читатель уже понял, что наш редакционный парк оборудован ГБО, и это понятно. Если ты ездишь на многолитровом монстре или путешествуешь на далекие расстояния, как в нашем журналистском случае: от Чернигова до Крыма и от Харькова до Черновцов, то его установка оправдывается и окупается в течение нескольких месяцев. Если ты ездишь на маленьком автомобиле, редко и не далеко, установка ГБО себя не оправдывает, и окупаться будет несколько лет.
Чтобы посчитать рентабельность установки оборудования на свой автомобиль, помните только о двух вещах (о которых, кстати, порой умалчивают установщики ГБО): газового топлива, при всех прочих равных условиях, расходуется на 15-20% больше, чем бензина, но цена литра газа приблизительно на 50% меньше цены за литр нынешнего 95-го. То есть, реальная экономия составляет порядка 25-30%, что, в общем-то, тоже неплохо.
Второе, никакого падения динамики я не ощутил. В моем случае (мотор 1,6 л., 115 л. с.) потенциальные потери должны были составить одну-две лошадиные силы, но в действительности не столько прибавилось самой динамики, сколько слегка опустился к меньшим оборотам пик максимального крутящего момента, и машина поехала «легче», подхват мощности теперь происходит раньше, что в совокупности и создает ощущение более высокой динамики.
И совет последний. По моим представлениям, хороших (и я это подчеркиваю – хороших, профессиональных и достаточно грамотных!!!) установщиков газобаллонного оборудования в Украине – единицы. Всех остальных один мой знакомый установщик называет «убийцами автомобилей».
И – не без оснований.
Удачи.
Сергей Жебаленко.,
автор и руководитель программы «Мотор-ТВ»,
редактор ресурса www.motortv.com.ua,
на одной из страниц которого вы сейчас и находитесь.
P. S. Прошу обратить внимание, что мой материал не реклама, я не назвал ни одной компании, с которой нам довелось сотрудничать.
» все новости |