02.02.2010
Не так, не тем и не то даетеПросмотров: 2542
Китай и Россия примерно поровну потратили на поддержку продаж автомобилей. И результат одинаковый: изменение рынка почти на 50%. Только с разным знаком: в Китае – плюс, а в России – минус. Почему? Автомобильные рынки стран, правительства которых в 2009 г. тратили деньги не только на поддержку производителей, но и поддержку спроса, либо выросли, либо сохранили динамику развития – к такому выводу пришел партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут, проанализировавший эффективность мер господдержки на разных рынках мира. В Китае, впервые завоевавшем статус мирового лидера по продажам новых автомобилей, продажи выросли на 48% до 10,4 млн. автомобилей, потому что правительство Китая снизило налог на покупку автомобилей с двигателем менее 1,6 л с 10% до 7,5%, выделило $1,6 млрд. на субсидии при утилизации старых автомобилей, а сейчас разрабатывает новую систему автокредитов для стимулирования продаж. В США автомобильный рынок в 2009 г. откатился на второе место, продажи упали на 21%, но это не хуже результата предыдущего года: снижение в 2008 г. было примерно такое же. В начале года падение было гораздо больше, но правительство выделило $3 млрд. на утилизацию и более 670 000 американцев, получив $3500-4500, поменяли старый автомобиль на новый. Кроме того, в США при покупке нового автомобиля сейчас предоставляется вычет по налогу с продаж и акцизам с суммы, не превышающей $49 500. В Великобритании, где тоже ввели утилизационную премию, рынок падал позапрошлогодними темпами. На четвертом рынке в мире, германском, продажи новых автомобилей в прошлом году выросли на 20%. Власти за год потратили 5 млрд. евро на утилизацию – 2500 евро каждому желающему поменять автомобиль старше 10 лет на новый. Программой воспользовались 2 млн. человек. Автомобильные рынки Бразилии и Индии, сопоставимые по объему с российским, тоже выросли за год. Правительства этих стран субсидий покупателям не давали, но потребителю помогли – снизили налоги. В Бразилии до марта 2010 г. отменен налог на покупку новых автомобилей, снижен налог на финансовые операции с 3% до 1,5%, что сказалось на кредитовании. В Индии снизили НДС на автомобили на 4 п. п., акциз – на 2 п. п., а также налог на неэкономичные автомобили с двигателем объемом более 2000 куб. см. с $440 до $330 в год. В России поддержка потребителей ограничилась запуском программы субсидирования автокредитных ставок – на нее в прошлом году потрачен 1 млрд. руб. Утилизационная программа, о которой так много говорилось, не заработала. В итоге если в конце 2008 г. рынки новых автомобилей Германии и России были близки по объему, то к концу 2009 г. российский рынок новых автомобилей уменьшился вдвое.
» все новости |