27.02.2018
АвтоЛикбез или Покупаем подержанный автомобиль. Двигатель — Часть 2. Просмотров: 4098
Состояние кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы можно оценить, только разобрав двигатель. Но ни один продавец тебе этого не позволит. Можно ли что-то выяснить без разборки? Да, можно. Во-первых (и в-главных, если ты принимаешь реальное решение по покупке именно этого автомобиля), его следует отправить — на профильный (фирменный, брендовый) сервис. Именно там ему сделают наиболее объективную и компьютерную, и моторную диагностику, а также ты сам сможешь увидеть состояние ходовой части и подвесок.
А что касается двигателя, то по характеру звуков и стуков очень часто можно определить не только причину, но и место повышенного износа. Мотористы для этих целей применяют стетоскоп, наподобие того, каким пользуется врач-терапевт. Из подручных средств может подойти обыкновенная монтировка или железный прут. Один его конец нужно обхватить нижней частью ладони, а из указательного и большого пальцев сложить нечто типа ракушки-наушника. Дальний конец прута упирают в разные места двигателя: головки и блока цилиндров. Подозрительные шумы будут звучать отчетливее.
Звонкий звук на холодном двигателе, стихающий или даже исчезающий при его прогреве, говорит об увеличенном зазоре цилиндр-поршень. Если этот же звук прослушивается во всех температурных режимах, то произошел достаточно сильный износ поршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов.
Глухой стук при резком наборе оборотов – изношены коренные подшипники коленчатого вала. При плавном увеличении оборотов звук более резкого тона говорит о чрезмерном осевом смещении коленчатого вала и звук этот неравномерный, исчезающий и появляющийся вновь. Износ шатунных подшипников сопровождается стуками среднего тона, но более резкими и звонкими, ведь пара шатун-шейка коленвала испытывает явно выраженные ударные нагрузки.
Стук шестерен под передней крышкой блока двигателя отчетливо прослушивается на малых оборотах даже прогретого двигателя. А вот при увеличении оборотов звук должен исчезать. Стук клапанов можно услышать и без стетоскопа. Разрегулированный клапан особенно отчетливо слышен на холодном двигателе. Этот характерный стук имеет большой интервал, поскольку распределительный вал вращается в два раза медленнее коленчатого.
При помощи стетоскопа, даже такого «условно подручного» из монтировки или куска железного прута, можно услышать работу подшипников распределительного вала, прямо на клапанной крышке двигателя. Растянутая цепь более отчетливо слышна при малых оборотах коленчатого вала и исчезает на средних и высоких.
Если ты новичок и совершенно неопытный начинающий водитель, то все, выше рассказанное, может тебе показаться китайской грамотой, а звуки двигателя норвежским языком. Именно поэтому я из материала в материал подчеркиваю главную мысль — осматривать автомобиль нужно вдвоем. И желательно, чтобы твой напарник-компаньон был однозначно старше и опытнее тебя самого, даже если и ты сам за рулем уже много лет.
Из личного опыта.
При манипуляциях с монтажной лопаткой не делай «очень умного лица», ибо торговец, если он более опытный водитель, обязательно все поймет, раскусит тебя и «обует» как последнего лоха. Но эти манипуляции его насторожат и заставят отнестись к тебе, как к реальному покупателю.
Проверка двигателя на ходу – понятно – обязательный элемент диагностики любого покупаемого автомобиля. Но имей ввиду, что самый распространенный прием, которым пользуются все продавцы автомобилей, и о котором ты должен помнить, заключается в том, что в бензобак продаваемого автомобиля всегда (ВСЕГДА) заправляют бензин, качеством на индекс-два выше, чем тот, который по инструкции положен этому автомобилю. Вместо 80-го льют – 95-й, вместо «Экстры» – «Супер», и так далее, да еще и подмешивая в него специальные, так называемые спортивные, присадки.
А обнаруживается это, понятно, уже после оформления покупки, после полной смены бензина в баке. Двигатель вдруг перестает тянуть, стуки-грюки-звяканья становятся отчетливее и громче, и устранить их удается с большим трудом после кропотливой коррекции угла зажигания. А то – и не удается вовсе. Следом появляется синий дымок из выхлопной трубы, и хорошо, если он — синий.
Но такого подвоха (еще на стадии осмотра автомобиля) можно избежать следующим образом. Скажи владельцу, что ты хочешь открутить приемный трубопровод перед бензонасосом (если это карбюраторный двигатель с механическим бензонасосом) и опустить его в литровую бутылку с приготовленным тобой (твоим) бензином. Одного литра хватит приблизительно на 10 километров пробега, но в результате можно и двигатель протестировать, и высчитать реальный расход топлива. Это касается даже многолитровых двигателей с расходом 16-20 литров на сотню. В этом случае одного литра должно хватить на 6 или даже 5 километров пути – арифметика из учебника за третий класс. Если продавец скажет: «Да ради бога, пожалуйста», то… всего этого уже можно и не делать. Согласие продавца может указывать на то, что он НЕ боится никаких — ни народных, не регламентных — методов проверки его автомобиля. А вот если продавец заартачится или выскажет каким-нибудь другим образом свое недовольство, то… возможно следует и вовсе отказаться от покупки этого авто. Продавцу либо есть что скрывать, либо он перекупщик и сам про этот автомобиль толком ничего не знает. Такой продавец от такого придирчивого покупателя тут же отвернется, заявив, что автомобиль не продается.
И – не жалей! Тебе должно быть глубоко плевать на все эти снисходительные или презрительные ухмылки, ты платишь собственные деньги из собственного кармана.
Мы не лохи, лохи не мы.
Вообще-то никакие продавцы не любят таких придирчивых покупателей, но такие покупатели редко заслуживают обидное прозвище «лох». Однако тот продавец, который в своей машине уверен, всегда позволит тебе сделать с машиной все, что угодно: на подъемник – пожалуйста, микротестер под капот или тест-компьютер в специальный разъем – без проблем, индикатор толщины металла – прислоняйте в любом месте кузова. Ему от тебя прятать нечего.
Впрочем, я слукавил. Конечно же, любому продавцу есть что утатить от покупателя. Но в случае с порядочным продавцом все это НЕ шито белыми нитками: ни густым маслом в картере двигателя и коробки, чтобы заглушить звуки, ни сверхвысококачественным бензином в баке, чтобы мотор пел, а машина (на перекаченных колесах) чтобы – летела!
Другое дело, что в нынешней кризисной ситуации на автомобильном (да и не только на автомобильном) рынке, когда что-то купить значительно проще, чем что-либо продать, за КАЖДЫМ покупателем идет настоящая охота, каждый покупатель – на вес золота. Поэтому те, кто раньше отворачивался от слишком придирчивого покупателя, сегодня молча скрипят зубами, однако при этом широко и радушно улыбаются.
Сергей Жебаленко
» все новости |