21.11.2017
Автоликбез: механика или автомат?Просмотров: 5419
Ты можешь смеяться и не поверишь (если ты еще не водитель, а только учишься), но трогание с места – извечный вопрос вопросов, вопрос всех времен и народов! Именно с него, с этого приема начинается обучение в автошколе. А на экзамене в СЦ МВД это упражнение ты продемонстрируешь если и не блестяще, то вполне достаточно для того, чтобы этот самый экзамен сдать. И получить права. Но иногда я вижу, а точнее – слышу, как иные, порой даже со стажем водители трогаются так, что физически ощущаешь ту боль, которую в этот момент испытывает коробка передач, сцепление, да и сам весь автомобиль…
МКПП
Поэтому своим (сегодня уже довольно редким) ученикам я всегда, чуть не с первого занятия усложняю задачу. На автодроме обязательно есть инженерное сооружение, имитирующее крутой подъем. Начинаем, как говорится, с самого начала, с самого низа, где угол подъема не составляет и двух процентов. Заводим автомобиль, включаем передачу, снимаем с ручника… и, плавно отпуская сцепление, трогаемся…
Еще раз. Еще… еще раз... До тех пор, пока автомобиль не тронется на подъем плавно, не заревев мотором и, соответственно, не заглохнув. Я заставляю ученика проделать это упражнение минимум 10 (десять) раз подряд, иногда больше и редко – меньше.
Только после того, как машина трогается с места без рывков, и двигатель не ревет, словно недо-зарезанный поросенок, и не слышно запаха паленого сцепления, начинаем всё с самого начала. Но уже чуть ближе к вершине, под углом в два раза большим. И снова – 10 (десять) раз, и это как минимум. К концу недели ученик, как правило, с ручника трогается почти на самом крутом месте подъема. Правда, нужно признать, что совсем близко к вершине с трудом трогаюсь и я сам, но в реальной жизни такие ситуации встречаются крайне редко.
А что, если ты и выпускные экзамены в автошколе сдал, и экзамены в СЦ не менее успешно, а трогаться все равно не научился? Вот какой совет на этот случай давал в свое время М. Горбачев (я сам попробовал, теперь рекомендую и вам):
«...Знаете, что будет, если сильно прибавить газу, подняв обороты двигателя почти до максимальных, и просто «бросить» педаль сцепления? Автомобиль рванет с места, оставляя на асфальте черные следы от шин… Но так стартуют на гонках. Попробуем и мы что-то подобное, но в щадящей форме, подняв обороты двигателя всего до двух тысяч оборотов. Тут же отпустим педаль сцепления. Плавно. Никаких моментов, когда сцепление «схватывает», ловить не надо. Ваш автомобиль легко и без рывка тронется с места. Попробуйте, даже если вы уже не один год за рулем» (журнал «За рулем» N 5 за 1996 год).
Повторяю, я попробовал, получается, советую.
АКПП
Казалось бы, каких советов можно дать автовладельцу, у которого автомобиль с автоматом? И, тем не менее, многие автомобилисты и на автомате умудряются трогаться неправильно. Автоматических (и условно автоматических) коробок передач мировые производители выпускают сегодня – четыре.
— это традиционный гидротрансформатор, где движителем выступает трансмиссионное масло, передающее крутящий момент с одних лопаток на другие;
— это вариатор, в котором цепь перемещается по двум конусам, увеличивая или уменьшая передаточное число от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля;
— это так называемая роботизированная КПП, где сцеплением и перемещением вилок блокирования шестерен занимаются специальные актуаторы, сервоприводы;
— и, наконец, это коробка DSG, она имеет две пары дисков сцепления, которые держат постоянно включенными четные и нечетные передачи, то есть крутящий момент передается без разрыва потока мощности.
Какая основная ошибка, которую допускают иные водители на автомате? Независимо от типа передачи, я рекомендую всегда трогаться на холостых оборотах, и уже после того, как момент инерции автомобиля «сошел» с точки покоя, педаль газа можно слегка придавить. Или даже утопить в пол, в зависимости от твоего настроения, но экстренный разгон – а в программе обучения контраварийной подготовке такой прием есть – на механизмах автомобиля сказывается не лучшим образом. Поэтому рачительный хозяин никогда энергично не разгоняется. В том числе и на автомате.
Сергей Жебаленко
Источник
» все новости |