16.10.2017
АвтоЛикбез. Техника вождения на горной дороге, буксировка.Просмотров: 3884
Старое шоферское правило гласит: «Горы не прощают ошибок». Сколько мне ни приходилось общаться с людьми, которые живут, в Карпатах, Крыму, на Кавказе или в других горных районах, а я объездил полсоюза, все равно встречаются такие, которые, даже будучи коренными горцами, заканчивают свою жизнь не в собственной постели в окружении скорбных родственников. Вся беда в том, что если иная водительская ошибка на городской улице или на трассе в степи приведет к побитой технике и переломанным рукам-ногам, то кювет глубиной несколько десятков метров – это всегда смерть!
Правила безопасности всегда написаны чьей-то кровью.
Эту фразу я впервые услышал в армии, когда служил сапером в инженерных войсках. Произнес ее старый майор, который изучал Инструкцию по работе со взрывчатыми веществами не по книжке, а на фронте. Эта фраза в полной мере относится и к тем правилам, которые называются известными нам тремя буквами – ПДД. А правила в горах, чтобы доехать до дома живым, на самом деле не очень сложны.
Первое, ты всегда пропускаешь водителя, который движется на подъем, потому что тебе легче притормозить, чем ему притормозить, а потом снова трогаться в гору. Помимо прочего, это еще и не только правило безопасности, но и момент вежливости.
Второе, никогда не пытайся скатиться вниз хотя бы даже на пару метров без включенного двигателя. Этому правилу следует подчиняться владельцу (или водителю) любого транспортного средства вне зависимости от наличия или отсутствия так называемого горного тормоза, от типа штатных тормозов, от наличия или отсутствия вакуумного или гидравлического их усиления.
Третье, при спуске с уклона всегда (!) следует тормозить двигателем и пониженной передачей, а к педали тормоза прикасаться уже в последний момент.
Четвертое, на спуске должна быть включена та передача, на которой ты на этот склон поднимался бы.
Пятое, Правилами дорожного движения в горах запрещена буксировка на гибкой сцепке, а только на жесткой. Но большинство легковых автомобилей попросту не приспособлены для жесткого буксирования. Поэтому либо вызывайте эвакуатор, либо следуйте следующим нехитрым шоферским правилам.
Правила буксировки.
Для начала вы должны договориться с напарником о том, что в вашей сцепке первый автомобиль это ВСЕГДА – движитель, а задний автомобиль ВСЕГДА – тормоз вашего общего автопоезда. Водитель первого автомобиля должен только газовать, а в случае необходимости лишь прикасаться к педали тормозов, чтобы стоп-сигналами показать заднему водителю, что вашей сцепке следует замедлиться или остановиться. Водитель буксируемого автомобиля должен давить на педаль тормоза все время, пока горят красные фонари переднего автомобиля – вплоть до полной остановки.
Помимо включенной аварийки и ближнего света, вы также должны договориться и о других знаках и жестах, вам обоим понятных. Например, поднятая водителем буксира вверх рука означает: экстренная и полная остановка, то есть водителю буксируемого автомобиля следует нажать педаль тормоза в пол, до остановки автопоезда.
Не полностью поднятая рука, обращенная ладонью к водителям поперечного направления – это просьба уступить дорогу автопоезду. Очень часто на такую просьбу другие участники дорожного движения реагируют с пониманием и всегда дорогу уступают.
Длинный клаксон или моргание фарами заднего автомобиля – это знак переднему, что хотелось бы остановиться. Буксирующий убирает свою ногу с педали газа, а буксируемый давит на тормоз – автопоезд останавливается.
Особо подчеркиваю — водитель буксирующего автомобиля половину своего времени должен смотреть в зеркала заднего вида, не потерялся ли твой ведомый? Но следует подчеркнуть, что и ведомый должен не столько смотреть на задний бампер буксирующего его автомобиля, сколько на степень натянутости буксирного троса. В моменты его провисания нужно слегка подтормаживать – тогда вашего попутного столкновения не произойдет.
На перекрестках аварийку следует выключать и поворот автопоезда обозначать и указателями поворотов, и жестами рук, как это предписано Правилами: налево – вытянутой влево рукой, направо – левой рукой поднятой в локте. Как правило, эти жесты другим участникам движения понятны.
Нелишним будет повторить выдержку из Правил о том, что гибкая сцепка в гололед – однозначно запрещена. Хоть в горах, хоть в степи.
Из личного опыта.
За свою водительскую практику мне не единожды доводилось тащить кого-то в гараж, и меня самого также неоднократно таскали «на галстуке». Поэтому самое первое (самое первое и самое ГЛАВНОЕ!) правило, которое вы должны выполнить, это — договориться между собой о понятных вам обоим знаках, сигналах и жестах.
А если вы, помимо приведенных здесь, придумаете еще какие-то свои, повторяю – вами обоими понятые и вам обоим понятные, знаки и сигналы, — то до места назначения доберетесь без потерь.
Сергей Жебаленко
Источник
» все новости |