21.09.2017
АвтоЛикбез: В чем различия: спойлер и антикрыло?Просмотров: 4432
Автомобильный рынок насыщен изделиями из пластмассы, которые якобы помогают автомобилю успешнее преодолевать сопротивление воздуха. Зачастую покупатели, в том числе и продавцы (а речь идет, в том числе, и о продавцах на авторынках), считают, что чем агрессивнее выглядит изделие, тем оно лучше, поскольку в большинстве случаев речь идет не о целесообразности установки такого изделия на автомобиль, а о том, насколько красиво (или некрасиво) ваш автомобиль с ЭТИМ смотрится.
Спору нет, спойлер или антикрыло придают автомобилю более динамичный вид, как бы намекая окружающим, что владелец не понаслышке знаком с элементами экстремального вождения. Но, к сожалению, порой автовладелец даже не догадывается о том, что именно получила или потеряла его железная коробочка на колесах после имплантации этого шедевра аэродинамического искусства. Давайте проведем небольшую экскурсию в мир скорости и ветра, где царит аэродинамика и её жесткие законы.
Все автомобили, будь это классические Жигули или болид Формулы-1, в движении испытывают лобовое сопротивление воздуха. Одни в большей степени, другие – в меньшей. В физике существует даже такое понятие, как коэффициент аэродинамического сопротивления. Понятно, чем он меньше, тем выше скорость автомобиля и меньше расход топлива.
Инженеры по аэродинамике существенно облегчили бы себе задачу, если бы это была единственная сила, действующая на автомобиль, но существует еще и подъемная сила. Вот она как раз и является основным врагом управляемости на высоких скоростях. Распределение подъемных сил у разных автомобилей также разное – это понятно, и оно зависит от типа кузова, расположения двигателя, клиренса, форм кузовных панелей и еще целой массы составляющих. На современных легковых серийных автомобилях подъемная сила на передней оси ниже, чем на задней. Это объясняется неравномерностью развесовки по осям (мотор ведь, как правило, спереди), а также большей прижимной силой набегающего потока воздуха. В итоге при скоростном прохождении поворотов такой автомобиль испытывает склонность к сносу задней оси. Чтобы избежать этого, а также обеспечить равномерное распределение подъемных сил, на автомобилях и применяют антикрыло. Именно антикрыло, а не спойлер, как принято считать у автолюбителей.
Чем же они различаются – спойлер и антикрыло?
Как известно, крыло – это аэродинамический элемент, который в движении создаёт подъемную (или прижимную) силу. И если в авиации подъемная сила – благо, то в автомобилестроении – наоборот, зло. Поэтому антикрыло служит соответственно для создания силы, прижимающей автомобиль (а точнее его заднюю ось) к дорожному полотну.
В основном антикрыло устанавливается отдельно от кузова на стойках. Воздух здесь протекает над рабочей плоскостью, а вот спойлер служит для локального срыва или изменения направления течения воздушного потока вдоль кузова. Применяется он для различных целей, но в основном для повышения устойчивости автомобиля в продольном направлении. Хотя, как следствие, его работа может быть направлена и на уменьшение подъемных сил.
Зачастую спойлеры имеют достаточно сложную форму, но обязательно примыкают к кузову вплотную. Одним из самых наглядных примеров может служить всем известная так называемая аэродинамическая «юбка», которая, например, у автомобилей кузовных гоночных серий (DTM, WTCC и других) буквально нависает над полотном дороги в нескольких сантиметрах от него.
При этом, следует заметить, что и спойлер, и антикрыло начинают работать при скорости не меньше 120 км/ч. Именно поэтому значение продувочного потока в аэродинамической трубе строго фиксировано, а именно — 144 км/ч. Инженерный, спортивный и житейский опыт показывают, что аэродинамика автомобиля требует научного подхода, а сделанное «на глазок» почти всегда приводит к совершенно непредсказуемым результатам.
Именно поэтому купленное на авторынке антикрыло или спойлер и близко не соответствует даже элементарным понятиям аэродинамики, и готовиться нужно только к тому, что твой, такой красивый со стороны, автомобиль не будет ездить со скоростью более 100 км/час – официальной статистики никто не ведет, но гаишники мне рассказывали, как улетали в кювет такие вот горе-гонщики. В лучшем случае – это просто выброшенные на ветер деньги.
Профессионалы от автоспорта говорят, что на рынке 90% пластиковых «этажерок» не соответствуют тем параметрам, которые необходимы для такого рода изделий.
Из личного опыта.
У меня когда-то был автомобиль Рено Меган Классик/Renault Megane Classic, купленный у официального дилера. И захотелось мне иметь фирменное же антикрыло. Привезли, и выглядело оно вот так:
То есть – никак!
Я даже разочаровался, на что мне руководитель сервиса, еще раз повторю – официального – сказал следующее:
— Так разве это дорого?!. Вы ведь имейте в виду, что вещь эта – заводская, продувалась в аэродинамической трубе и предназначена конкретно для вашей модели Рено. И – ни для какой другой! А смотрится она на машине или не смотрится – в спортивном мире это никакого значения не имеет.
И самое интересное: с этим спойлером я проездил почти два года, но особого эффекта так и не почувствовал. Догадываюсь, по двум причинам:
— во-первых, прижимает ли заднюю ось моего Мегана на высокой скорости к дорожному полотну или нет, высчитать можно только в лабораторных условиях, и это безумно дорого;
— во-вторых, эта модель Рено более 160 км/час – все равно не ездила.
При этом знатоки значительно и глубокомысленно кивали головами – да, мол, заводское изделие…
А вот еще пример антикрыла, например, на автомодиль ВАЗ:
...но продувалось ли оно в заводской аэродинамической трубе и насколько существенно оно снижает подъемную силу задней оси – неизвестно, а таких предложений на придорожных авторынках и в Интернете, еще раз повторяю, не счесть.
Сергей Жебаленко
Источник
» все новости |