02.04.2018
АвтоЛикбез или Огнетушитель — не роскошьПросмотров: 4858
Если это кому-то неизвестно, то часть своей автомобильной биографии я, например, написал в… пожарной охране. Да-да, шесть лет я охранял от пожаров Буденновский район города Донецка, а точнее – проработал водителем пожарного автомобиля, доставляя пожарный расчет к месту вызова и подавая воду по рукавам к месту возгорания. Откровенно сказать, насмотрелся, но – ближе к теме автомобильной…
Коль ты автомобилист, то для тебя уже не секрет, что автомобиль сам по себе – средство повышенной опасности. Но не только его габариты и скорость угрожают гомо-сапиенсам обоих полов и чужому имуществу – железный конь может преподнести сюрприз еще и своему собственному владельцу… Ведь не зря сказано в библии (то есть в ПДД), что каждый автомобиль должен быть укомплектован огнетушителем, «…расположенным в легкодоступном месте салона».
Причин возгорания автомобиля множество: замыкание электропроводки, аккумулятора, лопнувший топливо- или маслопровод, небрежно брошенная сигарета, ДТП, «невинные» шалости детей – всего не перечесть. На самом деле (как нам кажется), мы всё на эту тему знаем, не парьте нам мозгов, и большинство из нас, надеясь на то самое «авось», приобретают огнетушители не столько для себя, сколько для инспектора, для ТО (если оно проводится в твоей стране), для регистрации и тп. Кроме того, наши тощие кошельки, а также наша, чисто человеческая «жабность» тоже диктуют свои правила. При покупке «защитника от огня» мы выбираем то, что поменьше и «что подешевше»: чтобы зря и деньги не тратить, и не возить в багажнике лишнюю тяжесть…
Но шутить с огнем нельзя. Эту банальную истину осознаешь до конца, только наблюдая за полыхающей машиной, которая не только при «благоприятных условиях», а при ЛЮБЫХ сгорает дотла, ты не поверишь, — за считанные минуты. У пожарных даже имеется специальный термин — скорость распространения огня, и в таких устройствах, как автомобиль — она оч-чень высокая!
Однажды на выставке SIA (это был, кажется, аж далекий 2001-й), проходившей весной на ВДНХ в Киеве, публике показывали документальный фильм о проверке эффективности работы автомобильных огнетушителей. Мне запомнился этот фильм, и сюжет его был довольно прост – на обочине шоссе в железной открытой емкости подожгли бензин, а инспектор ГАИ выборочно останавливал проезжавшие мимо автомобили и предлагал водителям их личными огнетушителями погасить пламя «пожара».
Первым был «крутой» (по тогдашним меркам) джип, в котором оказался бельгийский огнетушитель скромных размеров. После приведения в действие он начал «плеваться» то ли водой, то ли газом – эффекта тушения не оказалось практически никакого. Второй участник эксперимента – грузовой автокран, укомплектованный солидным углекислотным огнетушителем. После его «включения» он выдал два белых облачка углекислоты и сник, а «пожар» продолжал полыхать дальше! При досмотре оказалось, что дата проверки огнетушителя была давно просрочена.
Водитель следующего автомобиля попробовал бороться с пламенем компактным красным огнетушителем, но как им правильно пользоваться, похоже, не знал. Он перевернул баллон вверх дном, в результате из сопла огнетушителя вышел весь газ, а тушащий состав так и остался внутри баллона! Четвертый автомобилист пытался справиться с огнем импортным баллончиком аэрозольного типа. Но струя жидкости, выданная «иностранцем», лишь разозлила огонь.
Итак, в реальной ситуации (если бы горел реальный автомобиль), все четыре автовладельца ничем не смогли бы себе помочь… Так что стоит задуматься: не дай бог, загорится твоя собственная машина или нужно будет оказать помощь кому-то на дороге – те баллончики, которые мы обычно возим с собой (если вообще возим), не помогут. Проверяющего инспектора обмануть можно, пожар – вряд ли.
История вопроса
Принцип действия любого огнетушителя определяет его название – воздушно-пенный, углекислотный, аэрозольный, порошковый; все они имеют свои особенности и назначение.
Если тебе интересно, то долгие десятилетия существовали, например, такие огнетушители, как химические. Появились они давно, еще в 50-е годы прошлого века. Металлический корпус в виде цилиндра заполнялся щелочью, внутри которой находилась стеклянная ампула с кислотой. Для приведения такого огнетушителя в действие необходимо было перевернуть его вверх дном и разбить ампулу, ударив штоком о твердый предмет, например, об асфальтовое покрытие дороги. В результате смешивания составов происходила химическая реакция, которая и приводила к выбрасыванию струи пены. Эти огнетушители были тяжелыми (весили от 10 кг), капризными в хранении и эффективно работали лишь при температурах выше +5о С. Допускалась даже их перезарядка и многократное использование, но… Но в настоящее время этот тип огнетушителей снят с производства.
Из современных. Воздушно-пенные были созданы для тушения крупных очагов. Громоздкая установка, генерирующая пену, обычно устанавливается на специальных пожарных автомобилях, и я на такой одно время работал. В кинохронике ты мог такое видеть, где пожарные чуть ли не по пояс ходят в пене. Но сам пенный состав содержит воду, поэтому такими огнетушителями нельзя тушить, например, электрооборудование и пользоваться при минусовых температурах.
Углекислотные. Представляют собой металлический баллон, наполненный сжиженной углекислотой (СО2) под давлением до 55 атм. При открывании клапана углекислота выбрасывается наружу и, испаряясь, дает струю пены с хорошей огнетушащей и охлаждающей способностью. Годятся для тушения большинства видов пожаров, в том числе и электрооборудования до 10 000 В. После тушения пена испаряется, не оставляя следов, поэтому углекислотные огнетушители рекомендуются для установки в служебных помещениях, складах, офисах. Однако они не слишком эффективны при температурах ниже минус 10о С. Устройство таких огнетушителей допускает перезарядку и многоразовое использование.
Аэрозольные. Содержат огнетушащий аэрозоль под давлением 3-5 атм. Охотно приобретаются автолюбителями, но… в первую очередь для «отмазки» от «гаишников» и прочих проверяющих инспекторов. Изделия такого типа недорогие, компактные и даже симпатичные (что нравится, например, водительницам женского пола). Аэрозольный огнетушитель действительно тушит огонь, но из-за малого количества рабочего вещества (0,4 – 1 кг) его струя невелика и кратковременна. Все аэрозольные огнетушители — одноразового действия и их конструкция исключает положенные раз в 12 месяцев проверку и техобслуживание. Хлопотно и дорого.
Порошковые. Эти — тушат всё то, что и углекислотные, но по эффективности и удобству применения превосходят все остальные. Они дешевле, имеют меньший вес и габариты, а устроены просто и надежно. В стальном корпусе огнетушителя находится порошок с высокий огнетушащей способностью и газ-вытеснитель (обычно это азот) под давлением 15 атм. В отличие от углекислоты, азот не гигроскопичен, поэтому порошок не слеживается и готов к распылению в любой момент. Порошковые огнетушители эффективны для тушения всех очагов пожаров и электрооборудования в диапазоне температур от -40о С до +50о С. Конструкция допускает перезарядку и многоразовое использование. Гарантированный ресурс – не менее 10 лет. Как показывает практика, этот тип огнетушителей сегодня наиболее эффективен.
Для использования в автомобилях пригодны только порошковые и углекислотные огнетушители. По нормам испытаний порошковый огнетушитель ОП-2 (3) должен гасить 21 (!) литр горящего бензина за 6 секунд, а ОП-6 (3) – 89 литров за 10 секунд! Ни один импортный «малыш» не сможет тягаться с отечественными «работягами». Порошковый огнетушитель настолько удобен в использовании, что даже при отсутствии опыта тушения любой автовладелец может легко справиться с огнем.
Проверка и обслуживание
Если состояние большинства огнетушителей определяется взвешиванием или «на глазок», то заряд порошковых контролируется встроенным манометром. Если такового нет, огнетушитель ежегодно нужно сдавать для проверки в соответствующие пункты техобслуживания. Пламягасящим веществом служит порошок «Пирант» (П2-АП), который относится к третьей группе опасности (ГОСТ 12.1007-76), т.е. если его не есть ложками, то последствий, кроме аллергии, не будет. Каждый корпус огнетушителя при изготовлении и в ходе проверок испытывается на устойчивость повышенному давлению (25 атм), а один из 500 проверяется на разрыв – баллон должен выдержать давление в 55 атм!
Опыт эксплуатации
Для приведения в действие порошкового огнетушителя достаточно выдернуть предохранительную чеку (как в гранате), нажать на рычаг и направить струю на очаг (читайте Инструкцию). Попав на огонь, порошок разлагается с бурным выделением газа СО2, который, как одеялом, укрывает пламя и тушит его. Если работу огнетушителя надо остановить, достаточно отпустить рычаг. После полного или частичного использования его можно (и нужно) перезарядить, а головку – промыть, что и делается на пунктах техобслуживания.
Эффективность любого огнетушителя в немалой степени зависит от наличия у владельца элементарных навыков тушения. Так, начинать тушение огня лучше с подветренной от огня стороны, иначе пламягасящая струя, пущенная против ветра, потеряет свою эффективность. При возгорании двигателя нежелательно сразу полностью открывать капот автомобиля – возникшая тяга может усилить пламя. Лучше — капот слегка приподнять и через образовавшуюся щель направить струю порошка в моторный отсек.
Некоторые порошковые огнетушители могут иметь встроенную капсулу высокого давления (КВД) с газом-вытеснителем под давлением до 150 атм. В этом случае после выдергивания чеки и удара по штоку КВД надо выждать паузу не менее 5 секунд, в течение которых внутри баллона установится рабочее давление (10 атм), и лишь затем открывать выпускной клапан и приступать к тушению огня. Поэтому лучше всего приемы «включения» своего огнетушителя выучить заранее.
При покупке огнетушителя (ОБЯЗАТЕЛЬНО) ознакомься с инструкцией завода-изготовителя, получи у продавца консультацию. Нередки случаи, когда аэрозольный или порошковый огнетушитель при тушении переворачивают «вверх ногами» или, забыв как он приводится в действие, бьют головкой или рычагом об асфальт, не выдернув предохранительную чеку... Известны также случаи, когда огнетушитель… просто бросали в огонь, надеясь, что он там взорвется и сам там все потушит!... Смешна, но — правда. Такие случаи действительно бывали.
Из личного опыта
Пожарные шутят, что любой огонь можно залить стаканом воды, если сделать это вовремя. Так что не прячь огнетушитель ни в подвал гаража, ни в недра захламленного багажника, поскольку при пожаре счет времени идет на секунды. Проверено.
Сергей Жебаленко
» все новости |