19.02.2018
Автоликбез или Диагностика автомобиля своими руками и без спецоборудованияПросмотров: 6275
Покупая автомобиль с рук, многие до сих пор по-старинке обращают внимание только на работу двигателя, трансмиссии и подвески, то есть на то, что непосредственно обеспечивает его ездовые свойства. Но в современном автомобиле работает еще и множество других систем обеспечения комфорта, безопасности и мультимедиа, о существовании которых новый владелец даже не подозревает, и зачастую, неисправность которых никак себя не выдает. В данной статье мы рассмотрим способы проверки исправности различных агрегатов и систем автомобиля без использования специального диагностического оборудования, а исключительно с помощью глаз, слуха, рук и соответствующих знаний. Конечно, эти способы являются лишь слабой альтернативой полной проверки автомобиля на дилерской или сертифицированной СТО при помощи спецсредств и весьма специфического оборудования. Эти способы и приемы не претендуют на абсолютную точность и не способны выявить истинные причины неисправностей, но смогут указать, исправно ли работает та или иная функция автомобиля, тот или иной сервис.
Итак, вы определились с конкретным автомобилем. По VIN-коду (помимо проверки его криминальной чистоты и систематичности регламентных ТО) желательно также выяснить перечень опций, чтобы не пытаться заставить работать то, чего в автомобиле не было заложено с завода. Важно знать, что автопроизводители предусматривают функцию самодиагностики в каждой электронной системе автомобиля, и россыпь контрольных ламп на панели проборов тому подтверждение. Но то, как работают эти лампы (мигают ли они, горят ли непрерывно или не горят вовсе при включении зажигания, какова последовательность их включения и выключения), много скажет об исправности той или иной системы. Перед проверкой автомобиля желательно ознакомиться с Инструкцией по эксплуатации, а именно — с разделами «Контрольно-измерительные приборы» и «Информация для водителя». Имеющаяся тут информация подскажет, какие контрольные индикаторы присутствуют в данном конкретном автомобиле и как они должна работать. Вы скажете, мол, зачем мне этим заморачиватья, ведь, если есть неисправность, то соответствующая лампочка будет гореть и мне не обязательно наперед знать, как именно она выглядит, есть ли она в данном автомобиле и в каком случае она должна гореть (или мигать). Но дело в том, что вы ведь покупаете автомобиль не новый, и возможно (а то и наверняка) с какими-то проблемами, о которых могут просигнализировать лампочки на приборной доске. А у хитрого продавца всегда есть соблазн (и возможность, что более вероятно) эту «подлую» лампочку заглушить: нет лампочки – нет проблемы! Повторюсь — при обилии в современном автомобиле всевозможных примочек по безопасности и комфорту — многие даже не подозревают, о том, что такая-то функция в автомобиле имеется, но она не работает, она сигнализирует об этом, однако… лампочка заглушена.
Проблемы нет.
Системы управления двигателем
У многих автопроизводителей для двигателя и трансмиссии существует только один индикатор, так называемый Check Engine, в народе прозванный как «Джеки Чан». Иногда он выполнен в виде контура двигателя желтого цвета (еще его называют его пропеллером — в европейских и азиатских авто), иногда имеется надпись Service Engine Soon, как например, в американских. И он ОБЯЗАТЕЛЬНО должен загораться каждый раз при включении зажигания. И — гаснуть, если никаких неисправностей нет.
Исключения составляют, например, некоторые модели Skoda, где этот индикатор горит только при возникновении неисправности. Обычно он гаснет с 3-х секундной задержкой после запуска двигателя. Поэтому должно насторожить, если он гаснет сразу одновременно с лампой зарядки АКБ или давления масла. На автомобилях 90-х и начала 2000-х годов с обычной «проволочной проводкой» без цифровой шины данных CAN-bus, этот индикатор от штатного провода очень легко отключить и с помощью перемычки запараллелить его с индикаторами давления масла или зарядки АКБ. В более современных автомобилях с так называемой CAN-шиной такой способ неприменим, поэтому злоумышленник просто перерезает «ненужные» дорожки на плате к светодиоду.
У некоторых производителей для сигнализации неисправности силового агрегата существуют 2 (два) индикатора: вышеописанный Check Engine, который сигнализирует о неисправности компонентов, влияющих на токсичность выхлопа, а также индикатор Service Vehicle Soon в виде контура автомобиля с гаечным ключом, который сигнализирует о неисправностях в остальных системах силового агрегата, например, в системе охлаждения или в иммобилайзере. Этот индикатор обычно гаснет с 3-х секундной задержкой после включения зажигания, но обязательно — до запуска двигателя.
С индикаторами разобрались теперь перейдем непосредственно к работе самого двигателя. Очень показательным для оценки исправности в современном зарегулированном нормами токсичности двигателе внутреннего сгорания является холостой ход без нагрузки в прогретом состоянии. Дело в том, что по требованиям экологии двигатели класса токсичности выше Euro-4 работают в очень узком диапазоне состава смеси с отклонениями от нормы всего на 5%. Работа на бедных смесях с завихрителями на впуске, послойное или объемное смесеобразование – все эти меры экономии и экологии приводят к высокой чувствительности плавности работы двигателя под нагрузкой и особенно на холостом ходу к отклонению от нормы в работе систем топливоподачи и зажигания. Если обороты плавают, звук выхлопа у среза выхлопной трубы неритмичный с прострелами, значит проблемы есть однозначно (хотя индикатор на приборке может «молчать»).
Нажмите резко на педаль газа: двигатель должен без вибрации резко раскрутиться до оборотов отсечки. Если двигатель развивает обороты вяло и не достигает оборотов отчески, то скорее всего забит катализатор или низкое давление впрыска топлива. Если двигатель вибрирует, то имеются проблемы с зажиганием. Не бойтесь и не стесняйтесь на тест-драйве разогнаться до разумной скорости, например до 100 км/час с педалью «в пол». Режим полной нагрузки на двигатель и трансмиссии в полной мере выявит скрытые проблемы в системах топливоподачи, зажигания, а иногда и в самой механике. В моей практике был случай, когда именно такой прием выявил проблемы с давлением масла в двигателе.
Трансмиссия
На исправно работающей АКПП не должно быть ударов при включении D или R, автомобиль должен плавно трогаться с места без педали газа даже на небольшом уклоне. На гидромеханике разгон и торможение должны выполняться без рывков, толчков и пауз между переключениями. На роботе рывки о паузы при смене передач являются нормальным явлением, поскольку, как и в обычной механике, процесс переключения передач сопровождается выключением и включением сцепления. Мало того, что эти процессы сами по себе не мгновенные, но и осуществляются последовательно и в сумме требуют довольно длительного времени (по сравнению с гидромеханикой). Исключение составляют коробки в автомобилях Группы Фольксваген (VAG) серии DSG, где процесс смены передач в разы быстрее за счет одновременного включения двух смежных передач через разные пары дисков сцеплений. В «народе» эти коробки так и называют: «двухклатчевые».
Очень важным показателем состояния сцепления в роботизированной КПП является «качество трогания» авто с места без газа: после отпускания педали тормоза автомобиль должен без задержки, рывков и вибрации – плавно тронуться и двигаться с минимальной устойчивой скоростью. В противном случае грозит скорая замена сцепления.
Разгон на вариаторе происходит, как на мотороллере или в троллейбусе, вообще без каких либо рывков.
Кроме состояния масла рекомендую обратить внимание на состояние масляного щупа в тех КПП, где таковой предусмотрен. А именно — следует проверить наличие (или отсутствие) коррозии на стержне щупа в верхней его части, которая не соприкасается с маслом. Наличие ржавого «ореола» говорит о попадании антифриза в масло АКПП через теплообменник. В этом случае больших проблем с АКПП не избежать. Зачастую такая АКПП восстановлению не подлежит.
Кондиционер
Как проверить его в теплое время года, ни у кого вопросов не возникает: просто включил его и ждешь холодный воздух. Но как его проверить в межсезонье и зимой, когда и в помещении воздух прохладный, и определить тяжело — охлаждает ли его кондиционер? Тут нужно знать, что на большинстве авто при температуре окружающего воздуха ниже -3о С (минус три градуса по Цельсию) компрессор, из соображений безопасности, может и не включиться. Таким образом производители пытаются защитить систему кондиционирования, чтобы исключить возможность попадания фреона в его жидкой фазе на впуск компрессора. Но даже если вы заехали с мороза в теплое помещение, компрессор включится не сразу, а через некоторое время, поскольку блок управления двигателя, который включает компрессор, оценивает температуру наружного воздуха на протяжении нескольких десятков минут и даже часов.
Еще одним условием включения компрессора кондиционера является давление газа в системе. При давлении ниже 2 (двух) бар компрессор не включится.
Итак, температура за бортом ниже нуля, и нам нужно определить работает ли кондиционер. По температуре воздуха из дефлекторов это очень тяжело сделать: охлаждается или нет и так уже довольно холодный воздух. Единственным внешним признаком нормально работающего кондиционера являет температура трубок с хладагентом: толстая трубка должна охлаждаться ниже температуры окружающего воздуха, а тонкая должна соответственно нагреваться. Важно: чем выше температура окружающего воздуха, тем больше будет разница температур этих трубок.
Кроме того включение компрессора должно сопровождаться включением вентилятора охлаждения, сразу по факту включения или с задержкой, после того как давление фреона превысит определенное значение. Кстати, такая проверка вентилятора охлаждения является быстрой альтернативой проверке прогревом двигателя до температуры включения вентилятора.
Шасси
Антиблокировочная система торможения ABS. Найдите участок грунтовой дороги, хотя сгодится и асфальт с присыпанной гравием обочиной, и разгонитесь до не слишком высокой скорости (20-30 км/час) и резко (в пол) затормозите. Работа ABS даст о себе знать легкой вибрацией педали тормоза и щелчками или стрекотом включившегося гидронасоса. Если же колеса срываются в юз, то ABS неисправна. Вне зависимости от того, на что указывает индикатор этой системы на приборной панели
Мы рассмотрели способы проверки систем, которые присутствуют в 90% автомобилей текущего поколения, а также 10-15 летного возраста. Если системы исправны, то и индикация этому также должна соответствовать.
Андрей Крит, инженер
» все новости |