04.01.2018
АвтоЛикбез или Учимся вождению: на своей или казённой?Просмотров: 4667
Ты не поверишь, но подобные вопросы мне задают довольно часто:
— на автомобиле какой марки лучше учиться, на ВАЗе или современной иномарке?
— на собственном или на учебном, автошкольном?
— на заднем или переднем приводе?
— ежедневно или можно один-два раза в неделю...
Приверженцев теории своего или казенного авто в качестве учебного – приблизительно поровну, а я придерживаюсь того принципа, которым руководствовался известный русский полководец, который вначале своих солдат тренировал, а потом посылал на стены крепостей.
Однажды в областной школе ДОСААФ (тогда это были самые «крутые» автошколы в стране СССР) я был свидетелем такой сцены. Немолодая, богато одетая дама с возмущением говорила: «Не поеду я на этом вашем расхлябанном Москвиче. Почему меня не распределили вон на ту новенькую девятку?»
Также имеются сторонники и той теории, что мол учиться следует на автомобиле того же класса, того же типа привода и даже желательно той же марки, на котором ты собираешься передвигаться ежедневно. А еще лучше – и вообще на собственном автомобиле. В таких рассуждениях есть, конечно, свой резон: ты сразу привыкаешь к рычагам и органам управления, к особенностям поведения автомобиля в тех или иных ситуациях, к запахам, к тактильным ощущениям и так далее.
В качестве контраргумента могу лишь рассказать, как учили меня. Моим первым учебным автомобилем был грузовик ГАЗ-51. И я благодарен судьбе (и куратору нашей группы), что при распределении мне достался не ЗИЛ-130 или КамАЗ, а именно этот старенький «газончик». На то время он оставался, наверное, единственным автомобилем в автопарке страны, который не был оборудован ни усилителем тормозов (а веса в нем – под две с половиной тонны), ни гидроусилителем рулевого управления, а в коробке перемены передач – ни одного (НИ единого) синхронизатора.
Ездить на этом автомобиле было сплошным мучением. Заводился мотор весьма мудреным способом: кнопка стартера была внизу, на полу, рядом с педалью дроссельной заслонки («газа»), и нужно было суметь умудриться одной ступнёй нажать одновременно их обе. Переключать передачи можно было, только используя так называемый «двойной выжим», а на более низкую передачу переходить с «перегазовкой». А это значит вот так: выжимаешь сцепление и выключаешь четвертую (например) передачу, отпускаешь и снова выжимаешь педаль сцепления, и только после этого втыкаешь третью. В конце первого двухчасового урока я вылез из кабины — мокрый, словно из парной.
А еще наш инструктор Иван Степанович (я до сих пор помню его имя и отчество! …фамилию, правда, запамятовал) любил проделывать с нами, курсантами, вот какие шуточки.
Едем по дороге, движение не очень интенсивное, перекрестков – ни впереди, ни сзади.
Слышу его голос (слышу только голос, поскольку взгляд направлен вперед, на дорогу):
- Ну-ка, сынок, останови машину.
Включаю правый поворотник, паркуюсь (как бы сказали сейчас) у обочины, глушу машину, натягиваю ручной тормоз: все как положено.
А Иван Степанович и спрашивает.
- Какой знак мы только что проехали?
- Не заметил, - отвечаю.
- Ну, тогда сбегай, сынок, погляди…
Бегу назад метров 70-80 по жаре (дело было летом), смотрю на знак, возвращаюсь, влезаю в раскаленную кабину:
- Знак «Остановка запрещена».
- Так какого ж хрена ты под знаком останавливаешься? — орёт он на меня. — Правил не знаешь… Кто тебя к практическому вождению допустил?...
Я судорожно включаю зажигание, носком правой ноги – на стартер, пяткой на педаль газа, завожу двигатель. Первая передача, левый поворотник, скидываю ручной тормоз. Поехали.
А Иван Степанович даже не улыбается своей шутке – я у него не первый. И не сотый. Десятитысячный…
Из личного опыта.
Каждый ли способен научиться хорошо водить машину? Да. Среди моих, самых первых, учеников был мой собственный младший брат. Он выше меня на две головы, длиннорукий и длинноногий, с координацией и вниманием – туговато. Свой приговор я ему вынес сразу, категоричный и однозначный: хорошего водителя из тебя не получится. Но учиться будем, поехали.
Сейчас он на своей Ауди выписывает такие кренделя, что иногда мне самому (в качестве пассажира) не по себе становится. Да, я вижу какие-то его мелкие погрешности, подмечаю неточности, так и подмывает сделать замечание. Но – не делаю. Нельзя под руку. Потом, когда остановимся...
Что касается всех остальных вопросов, то ответы озвучу такие же: учиться желательно на разных автомобилях, на разных типах привода и… на чужом, казённом автомобиле. А если на собственном, то в качестве первого автомобиля желательно покупать недорогой б/у, чтобы «в случае чего» не жалко было и, главное, не дорого было бы ремонтировать-рихтовать…
Один из моих учеников как-то сказал мне:
- Ты представляешь, сколько надо сжечь бензина, стереть тормозных колодок, и как нужно подпалить сцепление, чтобы всему этому научиться?
Я ответил ему и отвечаю тебе, дорогой читатель, словами того самого великого русского полководца, который более двухсот пятидесяти лет назад лет сказал: тяжело в учении, но легко – где?... Правильно, на проезжей части.
Сергей Жебаленко
Источник
» все новости |