27.09.2017
АвтоЛикбез. ГБО. Часть 2.Просмотров: 4198
Ты спрашиваешь про неудобства ГБО? Они – есть. Первой платой за экономию на топливных расходах станет уменьшение места в багажнике, а в совсем-совсем ма-а-леньком автомобиле — так и вовсе КРИТИЧЕСКОЕ уменьшение места в багажнике. Кроме того, баллоны (или баллон) несколько увеличивают снаряженную массу автомобиля, и об этом нелишне помнить при езде с полной загрузкой и по плохим дорогам.
Нюансы эксплуатации. Поскольку при сгорании газа выделяется меньше энергии, чем при сгорании традиционных видов автомобильного топлива, то и мощность двигателя при этом несколько снижается. Впрочем, она сравнима с «потерями» на климатической установке и для кармана, как показывает практика, почти не обременительна. Наоборот, владельцы иных «огазованных» автомобилей зачастую отмечают, что динамика железного коняки «…стала лучше, автомобиль поехал мягче, без каких-либо дерганий и тп». Но объективнее показателей динамометрического стенда могут быть только показания другого динамометрического стенда.
Кроме того, в состав газа не входят тяжелые соединения углеводородов, поэтому в моторе не образуется нагар, и газ не разжижает моторное масло. Все это лишь увеличивает ресурс мотора.
Увеличивает?
Да, смею утверждать, что увеличивает, но — при соблюдении регламентных ТО и некоторых нюансов постоянной эксплуатации. Помимо прочего несколько увеличиваются затраты на ТО, а некоторые типы систем питания недодают головке блока цилиндров моторного масла, и масляное голодание – это для двигателя нехорошо. Об этом вас должен предупредить установщик, и это еще один аргумент поехать в специализированный центр, а не в гаражный кооператив к дяде Васе.
Пропан или метан?
Природному газу «безразлично», зима на дворе или лето, а вот пропан-бутан на заправочных станциях в зависимости от сезона предлагается «…несколько различного химического состава». Зимой в нем больше пропана, что позволяет сохранить в баллоне избыточное давление даже при низких температурах, а летом – наоборот. Но устойчивый запуск двигателя, работающего на любом газе, при любых минусовых температурах возможен исключительно при исправной системе зажигания самого авто. А «с ночи» автомобиль всегда заводится на бензине и только потом переводится на газ, в современных иномарках ГБО последних поколений автоматически запускают двигатель на бензине и лишь некоторое время спустя самостоятельно переключают систему питания на голубое топливо.
Мне не раз доводилось слышать, что, мол, ни говори, а само слово «газ» как-то настораживает... Поэтому теперь о технике безопасности. Автомобиль, работающий на газе, в действительности не представляет никакой угрозы, но при условии: если установлено сертифицированное оборудование, а установка выполнена с соблюдением всех технологий.
Одна из основных задач установщика – обеспечить герметичность системы. Поэтому баллоны изготавливаются из ударопрочных материалов, способных выдержать резкие нагрузки, например, при столкновении с другим автомобилем. Чего, кстати, нельзя сказать о некоторых типах бензобаков, особенно у автомобилей старых конструкций. При толщине стенок до трех миллиметров газовый резервуар выдерживает попадание пистолетной пули. К тому же оборудование снабжено системой вентиляции. Даже при пожаре взрыва не произойдет – газ просто выгорит, образовав равномерный факел.
Утечка? Для этого в состав газа, который сам по себе бесцветен и ничем не пахнет, обязательно добавляется одорант со специфическим запахом, чтобы в случае утечки автовладелец сразу это почувствовал и принял все необходимые меры. При этом паниковать не стоит, достаточно просто перекрыть запорный клапан и перейти на питание двигателя бензином. И после этого «в рабочем порядке» обратиться на сервис.
Срок службы газобаллонной аппаратуры? Достаточно велик. Так, например, баллон рассчитан на 10-15 лет эксплуатации; трубопровод, редуктор, клапаны и другое оборудование – на те же 5-10 лет. Но это не касается резиновых мембран и всяческих уплотнителей, которые в агрессивной среде выходят из строя уже через 1-2 года, и их заменяют.
Также нельзя забывать о периодическом регламентном ТО – каждые 10 тыс км пробега или один раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Следует помнить и о контроле герметичности системы, раз в 2-3 года следует демонтировать баллоны для освидетельствования. Кроме того, в зависимости от качества и состава газа периодически требуется удалять из системы водяной конденсат. Все работы, повторяем, надо выполнять в специализированных центрах. Сложно? Нет, это только так кажется. Поверьте, что традиционное «ТО» «традиционного» автомобиля не менее хлопотное дело.
И последнее о минусах. Владельцу «газового» автомобиля приходится соблюдать некоторые формальности. Например, при прохождении техосмотра (если, повторяем, его снова вернут) необходимо предъявить сертификат на газовую установку и копию сертификата на право монтажа таких систем, которую вам обязан будет предоставить сервисный центр. А если техосмотр не введут, а остановивший вас инспектор унюхает возможность заработать, то он не упустит ею воспользоваться. Проверено на собственном печальном опыте, поэтому я однажды-таки психанул и поменял техпаспорт, внеся соответствующую запись в его «Особливi вiдмiтки».
Итак, к плюсам относим: прежде всего, экономию; газ более стабилен по качеству, чем бензин (его невозможно разбавить); возрастает ресурс двигателя; система имеет двукратное резервирование (газ-бензин), то есть, возрастает запас хода.
К минусам, повторюсь, можно отнести увеличение веса и сокращение объемов багажного отсека, а также дополнительные хлопоты по дополнительному ТО.
Мифы. Всего насчитывают 5 (пять) мифов о ГБО, но ни один из них не выдерживает никакой критики, и повторяться еще раз я просто не хочу (кому интересно, шагайте по ссылке), а все минусы с лихвой перекрываются экономией денежных знаков.
Газобаллонная аппаратура прекрасно подходит практически ко всем типам моторов: карбюратор, впрыск... и даже турбонаддув тому не препятствие. Только помните: устанавливать оборудование необходимо исключительно в сервисном центре. Фирму желательно выбрать с многолетним опытом работы, и это станет вашей гарантией безотказной работы аппаратуры в течение долгих лет.
Из личного опыта.
У меня когда-то был автомобиль Рено Меган-2 на пропан-бутане. Я не мог нарадоваться тому ощущению, и я с удовольствием повторюсь еще раз, когда на заправке протягиваешь заправщику за полный бак 130-150 гривен, а не 400-500.
И второе, также из личного опыта: мой Меган не пережил того достопамятного ДТП под Бердянском, где я и двое моих пассажиров выжили, а автомобиль – погиб.
Но с газобаллонным оборудованием ничего не произошло (его потом на площадке хранения местного ГАИ срезали и утащили).
Сергей Жебаленко
Источник
» все новости |