27.11.2012
Противостояние накаляется: автопроизводители увидели манипуляции в заявлениях автоимпортеров Просмотров: 4745
В Украине пытались открыть свои заводы десятки автопроизводителей, но все ушли в соседние страны
В разные годы велись переговоры с десятками иностранных автопроизводителей на предмет организации производства автомобилей в Украине. Свои производственные мощности здесь планировали разместить Hyundai, KIA, Ford, Renault, Opel, Fiat, Chrysler, Citroen, Samand, ГАЗ, IVECO, MAN и большинство китайских автопроизводителей. Но все они ушли в другие страны, где есть инвестиционный климат, защита инвестиций, а также четкая и прогнозируемая позиция государства по автомобильной отрасли.
Наглядным примером является решение корпорации Geely заключить соглашение с государством Беларусь о строительстве автомобильного завода. А ведь этот завод мог быть построен в Украине.
За 20 лет Украина потеряла 10 собственных автомобильных заводов, среди которых «КрымавтоГАЗ», «УкрВолгатехсервис», «Анто-Рус», КАРЗ №5 и т.д. Луцкий ЛуАЗ перестал выпускать легковые автомобили. Но за это время Украина растеряла и больше десятка иностранных инвесторов, которые могли бы построить новые заводы и выпускать иномарки здесь. Уже упоминавшаяся Geely ушла в Беларусь, Great Wall – в Болгарию, Kia и Hyundai – в Чехию, Словакию, Турцию и Россию, Ford в Румынию и Россию, Mercedes-Benz – в Венгрию, BMW – в Россию, General Motors – в Польшу и Россию, PSA Peugeot-Citroen – в Россию и Чехию, Toyota и Nissan – в Россию, Volkswagen – в Словакию и Россию. Этот список несостоявшихся инвестиций за последние 10 лет можно продолжать еще долго.
Но, к сожалению, это не все наши потери. Кроме непосредственно автосборочных заводов в эти страны устремились и производители комплектующих, которые также строят там современные предприятия. Все наши соседи, кто хотел, смогли привлечь иностранных инвесторов и получить высокотехнологичное автомобильное производство. И только в Украине есть все составляющие быть автомобильной державой, но, по-прежнему, нет инвестиционных условий. Пошлина на ввоз автомобилей в Украине сейчас составляет 6-10%, тогда как в России – 25% и даже в ЕС она –10%. При таком уровне защиты рынка нет никакого смысла открывать здесь производство автомобилей.
Если в ближайшее время не появится специальное законодательство, направленное на защиту внутреннего производства автомобилей в Украине, отрасль вообще может исчезнуть.
Первым шагом государства по преодолению негативных тенденций мог бы стать закон об утилизационном сборе, аналогичный российскому. Это позволило бы стабилизировать ситуацию, и стало бы первым сигналом инвесторам, что у нас защищают внутреннего производителя. Но эта мера должна быть в рамках комплексного подхода к автомобильной отрасли. В частности, Ассоциация «Укравтопром» считает крайне необходимым принятие программы развития автомобильной промышленности, где будут четко зафиксированы условия и требования для существующих и будущих производителей и инвесторов, а также гарантированы стимулирующие условия со стороны Государства.
Ассоциация «Укравтопром» опровергает утверждение автоимпортеров о том, что утилизационный сбор на автомобили может привести к снижению продаж или изменить конкурентоспособность иномарок. В 2008 году, когда Украина вступила в ВТО, пошлина на иномарки была снижена с 25% до 10% и до 6% на автомобили с двигателем свыше 3л, то есть сразу на 15-19%. Однако цены на автомобили не снизились на эту величину. Возникает вопрос: Почему?
Есть и другой пример. В России пошлина на иномарки намного выше, чем в Украине, а цены примерно одинаковые. И там никто не говорит о снижении продаж, напротив, рынок России демонстрирует устойчивый рост, и стал крупнейшим в Европе. Более того, именно высокая пошлина и инвестиционные условия привлекают в Россию все больше автомобильных концернов. Они инвестируют в производство тех же иномарок на новейших заводах, построенных в России за последние 5-7 лет. И там создаются не только рабочие места, но и идут поступления в бюджет, развивается автомобильная, нефтехимическая, металлургическая и другие отрасли. Сейчас российские граждане могут выбирать не только между ВАЗами, ИЖами и УАЗами, но и среди десятков моделей иномарок, которые полномасштабно производят на территории России. К слову, иномарки российского производства уже полным ходом поставляют и в Украину без пошлины: Volkswagen Polo, Renault Logan, Hyundai Accent, Kia Rio, Peugeot 408.
Так, в России, где аналогичный утилизационный сбор введен с 1 сентября 2012 года, изменений в соотношении сил между иномарками и автомобилями российского производства не произошло. Исключение составили только украинские автомобили.
И никто из российских импортеров и не подумал остановить поставки иномарок в Россию, а тем более пугать сокращением поступлений в бюджет. Напротив, иностранные автопроизводители лишний раз задумались о необходимости инвестировать в производство. О дополнительных крупных инвестициях в российский автопром объявили Volkswagen и General Motors.
Ассоциация «Укравтопром» считает, что для спасения национальной автомобилестроительной отрасли необходимо не только увеличить ввозную пошлину, но и ввести, аналогичный российскому, утилизационный сбор. Это позволит хотя бы остановить тот спад, который сейчас происходит в украинском автопроме и привлечь новых инвесторов, из числа мировых автоконцернов.
» все новости |